22 марта 1842 года в селе Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губернии (сейчас Глобинского района Полтавской области) в семье дворянина Виталия Романовича Лысенко родился сын-маленький Николай, которому суждено было стать настоящим великаном украинской и мировой музыкальной культуры.
Родовые корни Лысенко уходят в самые глубины украинской истории и фиксируются с XVII века.
Как одного из основателей старинного казацкого старшинского рода исторические документы свидетельствуют Якова Лысенко, который жил в первой половине XVII века и активно участвовал в освободительной войне 1648-54 годов под руководством Богдана Хмельницкого.
Иван, сын Якова, известный военный и политический деятель второй половины XVII века, был Черниговским, позже Переяславским полковником, а затем наказным гетманом. В 1695 году он участвовал в Азовских походах Петра I. Его сын Федор в середине XVIII века (с 1741 г.) был генеральным судьей.
Отец М. ЛысенкоМать Н. Лысенко Виталий Романович, правнук Федора и отец композитора, был полковником Орденского кирасирского полка. Он был высокообразованным человеком и был связан с декабристским движением 1825 года.
Мать, Ольга Еремеевна, происходит из полтавского помещичьего рода Луценко. Образование получила в Петербургском Смольном институте благородных девиц. Она говорила почти исключительно на французском и принуждала к этому всех членов семьи.
«Первое воспитание нашего композитора было поведено на аристократический лад: чистый французский язык, изысканные манеры, танцы, умение непринужденно держаться в гостиной – вот что требовалось от ребенка…
Известный поэт Фет, служивший в том же Орденском полку [что и отец Николая], даже упрекал матери Лысенко, что она учила сына сначала азбуки французского, и взялся сам учить его русскому, потому что на уроках Фет заставлял своего ученика писать буквы карандашом, последний стал приставать к офицерам с просьбой дать карандаша, за что и прозвали его в полка «карандашиком» (Михаил Старицкий, «К биографии Н. В. Лысенко», из сборника «Лысенко в воспоминаниях современников», составитель Остап Лысенко, издательство «Музыкальная Украина», Киев—1968)
Но противовесом этому стала любовь к украинскому быту двоюродных деда и бабушки Николая-Николая и Марии Булюбашев, которые не имели своих детей и лелеяли внука от всей души.
«Двоюродный дед Николая, М. П. Булюбаш… был маршалком и влиятельным в уезде человеком; он иначе не говорил, как по-украински, обожал своего внука, получившего свое имя в честь его… сам любил и дорожил национальной простотой… Женщина его, бабушка Николая Витальевича, Мария Васильевна, была самым хорошим существом… любила украинские песни, рассказы и даже сказки» (Михаил Старицкий)
Уже в пять лет мать Николая, Ольга Еремеевна, увидела талант мальчика к музыке и начала заниматься его учебой.
«Мать Николая прекрасно играла на рояле… Из-за того, что Николай проявил с детства любовь к игре на фортепиано—иногда часами простаивал и подбирал мотивы, родители решили, что у него есть призвание к музыке и пригласили для него с пяти лет учительницу (Михаил Старицкий)
Николай Витальевич после домашнего воспитания учился в Киеве, сначала в пансионе Вейля, затем в пансионе Гедуэна, в котором детей готовили в гимназию.
«В музыке Николай делал колоссальные успехи и, будучи еще в первом классе, то есть лет девяти, написал довольно хорошенькую польку с правильным развитием темы и звучной гармонизацией; эта полька и была напечатана в Киеве» (Михаил Старицкий)
В 1855 году Николая отдали в привилегированное учебное заведение — Вторую Харьковскую гимназию. Во время учебы в гимназии он частно занимался музыкой с Дмитрием и чехом Вильчеком.
Постепенно юноша стал известным в Харькове пианистом, приглашаемым на вечера, балы, где он исполнял пьесы Моцарта, Бетховена, Шопена, играл танцы, блестяще импровизировал на темы украинских народных мелодий.
Весной 1859 года Николай Витальевич окончил гимназию с серебряной медалью. В том же году, вместе со своим двоюродным братом Михаилом Старицким, поступил в естественный факультет Харьковского университета.
Через год родители Николая Витальевича переехали в Киев, и братья перевели в Киевский университет. Именно в период обучения в Киеве, совпавшем с моментом пробуждения общественного мнения во время оттепели при Александре II, молодой студент окончательно, глубоко и сознательно увлекается идеей служения Украине, ее культуре.
«Лысенко просто переменился и начал доказывать, что нам всем не только с народом, но и между собой нужно разговаривать по-украински, чтобы сделать этот язык культурным и своим…
Но если Николай меньше занимался тогда этюдами… то зато больше создавал… в украинском духе …Кроме того, где Лысенко не появлялся, сейчас же создавал хор, которым он и дирижировал» (Михаил Старицкий)
М. Лысенко в 1865 году Первого июня 1864 года Николай Витальевич окончил физико-математический факультет «по разряду естественных наук», а в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук.
Во время учебы в университете он стремился приобрести как можно больше музыкальных знаний, осознавая, что главная цель его жизни – музыка. Он увлеченно изучал оперы Глинки, Даргомыжского, Серова, знакомился с музыкой Шумана и Вагнера. К 60-м годам относятся попытки написания музыки к мелодраме М. Старицкого «Панское болото» (нотный материал не сохранился).
С этого времени начинается дело записи и гармонизации народных песен, которые собирались во время каникул и праздников, когда Николай Витальевич с товарищами путешествовал по селам.
Так, в 1861 году он провел новогодние праздники на Полтавщине у своего товарища, также студента Павла Чубинского, и вернулся с большим сборником песен.
Также он привел в порядок собранные ранее фольклорные записи и проявил себя как организатор и руководитель студенческих хоров, с которыми выступал публично.
После недолгой службы М. Лысенко решает получить высшее музыкальное образование. На семейном совете была избрана Лейпцигская консерватория, которая считалась одной из лучших в Европе.
В сентябре 1867 года он вступил в нее. Учителями из фортепиано у него были Мошелес, Рейнеке и Венцель, из композиции – Рихтер, по теории – Паперитц.
«В переходном свидетельстве, выданном Николаю Витальевичу Лысенко 27/15 апреля 1868 года читаем: «Венцель: Лысенко—один из моих самых одаренных учеников. Проявляет примерное усердие и успевает уже прекрасно» (Остап Лысенко. Воспоминания сына)
Летом 1868 года Николай Витальевич женился на Ольге О’Коннор, которую он привез в Лейпциг.
В октябре 1868 года вышел первый выпуск обработок украинских народных песен для голоса из фортепиано.
Их было 40, и это число стало обязательным для всех последующих выпусков. Кроме практического назначения, эти обработки обладают большой научно-этнографической ценностью.
«Песни показывал Венцелю. Ему очень понравилась моя гармонизация» (Николай Лысенко. Письма)
В том же году по заказу деятелей Западной Украины к годовщине со дня смерти Т. Шевченко Лысенко написал музыку в «Завет».
Это произведение начало цикл под названием «Музыка к Кобзарю», который включает более 80 вокально-инструментальных произведений разных жанров, напечатанных семью сериями, последняя из которых была создана в 1901 году.
В 1869 году Николай Витальевич с большим успехом окончил обучение в Лейпцигской консерватории. На экзаменационном выпускном концерте он исполнял 4-й фортепианный концерт Бетховена с собственной каденцией (оркестром дирижировал известный в широких кругах Мошелес, пианист, дирижёр, преподаватель консерватории и приятель Бетховена).
Во время учебы Лысенко написано, кроме уже указанного выше, часть будущей сюиты на темы украинских песен для фортепиано, симфоническую увертюру на тему украинской народной песни «Ой запил казак, запил», первую часть симфонии («Юношеской»), квартет и трио для струнных .
М. Лысенко в 1869 году С 1869 по 1874 годы М. Лысенко находится в Киеве, занимаясь творческой, преподавательской и общественной деятельностью.
В сезоне 1872–73 годов был в составе дирекции Российского музыкального общества и активно участвовал в его концертах. В 1872 году с целью поддержки хорового движения в Киеве было основано любительское хоровое общество, при котором существовал хор из 50 певцов, которым руководил Лысенко.
В 1872 году кружок украинских деятелей во главе с М. Лысенко и М. Старицким добился разрешения на публичные представления украинских пьес. Тогда же ими были написаны оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переделанная в оперу). «Черноморцы» как народная оперетта прочно вошла в театральный репертуар с 1872 года, а «Рождественская ночь» с успехом была поставлена в 1874 году в Киевском оперном театре силами актеров-любителей. Это было начало украинского национального музыкального театра.
В 1873 году был издан первый музыковедческий труд М. Лысенко об украинском музыкальном фольклоре («Характеристика музыкальных особенностей украинских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем»).
В этот же период Николай Витальевич пишет многие фортепианные произведения, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы «Казак-Шумка».
С целью усовершенствования мастерства в области симфонической инструментовки Лысенко в 1874 году вступает в Петербургскую консерваторию в класс к всемирно признанному в этой области мастеру М. Римскому-Корсакову, окончившему в 1876 году.
«…занятия у Римского-Корсакова увеличили его музыкальную эрудицию и раскрыли перед ним новые тайны звуковых композиций.
Петербуржцы даже предлагали Лысенко пост капельмейстера в частной опере с перспективой перехода на императорскую сцену… Но Лысенко тянула домой тоска по родине» (Мых)
В этот период он дружески общается с композиторами «Могучей кучки», принимает участие в концертах Географического общества, руководит хоровыми курсами, вместе с В. Пасхаловым устраивает «Соляном городке» концерты хоровой музыки, в программу которых наряду с другими входили украинские песни и произведения самого М. Лысенко.
В петербургский период им написан сонат для фортепиано, первый и второй концертные полонезы, первая рапсодия на украинские темы, издан сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодости». Он работал также над оперой «Маруся Богуславка» (незаконченная) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь».
После возвращения в Киев в 1876 году Лысенко развертывает активную исполнительскую деятельность, устраивает ежегодные «Славянские концерты», в которых выступает как пианист-солист и хормейстер.
В это время им были написаны почти все его произведения для фортепиано большой формы, в том числе вторая рапсодия, третий полонез, ноктюрн до диез минор. Он также заново организует хоры, в основном состоявшие из семинаристов и студентов, знакомых с нотной грамотой.
Но в связи с известным Эмским указом 1876 года, по которому было запрещено употреблять украинский язык (в том числе во время концертов), хоры Лысенко исполняли украинские песни на других языках.
Семья М. Лысенко В 1878 году Н. Лысенко занимает должность педагога по фортепиано в институте благородных девушек. Тогда же наступают изменения и в личной жизни — Николай Витальевич женится на Ольге Липской, которая была пианисткой и его ученицей. От этого брака у М. Лысенко было пятеро детей.
С 1880 года начинается период интенсивного композиторского творчества. Н. Лысенко начинает работу над своим выдающимся произведением — монументальной оперой «Тарас Бульба» (либретто М. Старицкого по повести М. Гоголя), которая будет завершена только через десять лет.
«Чайковский обнял Лысенко, поздравил с талантливым произведением и просил ехать с ним немедленно в Петербург, где он поставит эту оперу непременно. Помню, что Лысенко опьянел от похвалы такого гениального композитора» (Михаил Старицкий. Воспоминания)
В 80-е годы была написана также лирико-фантастическая опера «Утоплена» (за «Майской ночью» М. Гоголя, либретто М. Старицкого), кантата «Радуйся, ниво неполитая» на поэзию Т. Шевченко, пьесы для фортепиано ( Лирическое скерцо, рондо си-бемоль мажор, гавот фа мажор, Торжественный марш).
В 1883 году М. Лысенко пишет третью редакцию «Рождественской ночи», которая с большим успехом выставляется в Харьковском оперном театре (в настоящее время запреты Эмского указа были ослаблены).
Тогда же Н. Лысенко создает совершенно новый жанр – детскую оперу. С 1888 по 1893 годы он пишет детские оперы «Коза-дереза», «Пан Коцкий», «Зима и Весна, или Снежная краля» (все за либретто Днепровой Чайки).
В 1889 Николай Витальевич совершенствует и оркеструет музыку к оперетте «Наталка Полтавка» по произведению И. Котляревского, в 1894 пишет музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М. Старицкого, в 1896 оперу «Сапфо».
В 90-х годах, кроме преподавания в институте и частных уроков, М. Лысенко работал в музыкальных школах С. Блуменфельда и М. Тутковского. Несмотря на педагогическую загруженность, с 1892 по 1902 он четыре раза устраивает знаменитые «хоровые путешествия» по Украине-гастрольные концерты, в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен.
Его помощниками по этому делу были К. Стеценко, Я. Яциневич, А. Кошиц. Последний впоследствии продолжил дело хоровых путешествий, начатое Лысенко, и осуществил мечту Николая Витальевича о заграничном презентации украинской песни, что и было исполнено во время гастролей по Европе и Америке капеллой «Мысль».
В 1900 году после рождения ребенка умерла любимая жена, и воспитание детей Н. Лысенко взял полностью на себя. В это тяжелое для семьи время рядом с ним были его родственники Старицкие.
М. Лысенко среди музыкальной общественности Львова в дни празднования его юбилея, 1903 В 1903 творческая общественность Украины широко отметила 35-летие деятельности М. Лысенко, что превратилось в праздник национальной культуры и по масштабам не имело себе равных на Украине.
Во время празднования юбилея друзья Лысенко организовали сбор средств на издание произведений композитора и покупку для него и детей дачи, но Николай Витальевич использовал подаренные средства на организацию Музыкально-драматической школы, которая начала работать осенью 1904 года и стала первым украинским учебным заведением. музыкальное образование по программе консерватории М. Лысенко преподавал фортепианную игру.
В организации деятельности школы, которой композитор уделял большое внимание, воплотились его демократические принципы. Опираясь на достижение мировой культуры, он стремился создать национальное музыкальное образование.
Музыкально-драматическая школа и Николай Витальевич как ее директор постоянно находились под наблюдением полиции. В феврале 1907 года Лысенко был арестован, однако к утру его отпустили. По делу, заведенному в жандармерии, он числился под прозвищем «Дидинский».
Но, несмотря на все преследования, Лысенко плодотворно работает. В 1905 году появилось его произведение «Эй, за наш родной край». В первом десятилетии 20-го века появилась также музыка к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко» (Лысенко завещал исполнить эту музыку по своей смерти).
Последний период жизни Николай Витальевич обращается к области духовной музыки и пишет ряд произведений, которые продолжили начатый его «Херувимский» еще в конце 19-го века цикл: «Кам пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Пречистая Дева, мать русского» края» (1909), «Дева ныне пресущественного рождает», «Крестным древом».
В 1910 году на текст Т. Шевченко был написан «Давидов псалом». А. Пчилка вспоминает, что Н. Лысенко писал свои духовные произведения в Китае, поселке близ Киева (сейчас район города). Во время летнего отдыха он бывал там, слушал духовные песнопения в церкви древнего монастыря.
«Любимым местом его летнего пребывания был Китаев… С приветом в церковь Китаевского монастыря соединена и особая парость Лысенковой творчества: собственно, в Китае написал Николай Витальевич несколько своих произведений, принадлежащих к музыке духовной, к хорам церковным…
Живя в Китае близ монастыря, Николай часто бывал в церкви, слушал благоговейного пения на церковнославянский текст, казавшийся ему всегда очень поэтическим…
Николай Витальевич так любил и соблюдал больше, чем кто-либо другой, праздничные обряды Рождественские, новогодние, «зеленых праздников» и т.д. Пасха так же пеклись в доме Николая Витальевича куличи и все остальное, должное по обычаю к этому празднику» (Елена Пчилка. Воспоминания)
В 1908 году был написан хор «Тихосенький вечер» на слова В. Самойленко, а в 1912-оперу «Ноктюрн». Среди произведений с лирической тематикой создаются солоспивы на тексты Днепровой Чайки, Леси Украинки, А. Олеся.
В 1905 году Лысенко основал хоровое общество «Боян», с которым организовывал хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А. Кошиц. Общество просуществовало чуть больше года и распалось из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы.
В 1908 году М. Лысенко возглавил общество «Украинский клуб», который проводил значительную общественно-просветительскую деятельность — организовывал литературные и музыкальные вечера, устраивал курсы для народных учителей, создал комитеты для содействия сооружению памятника Т. Шевченко к празднованию 5 со дня смерти поэта (1911), которые возглавил сам композитор.
Из-за политических проблем и запретов власти заставили Лысенко и его единомышленников отказались от проведения мероприятий в Киеве, но они смогли перенести их в Москву.
Постоянный напряженный труд подорвал здоровье композитора. Летом 1912 года он едет на курорт Наугейм. Но жизненные обстоятельства не были благоприятны для улучшения здоровья – это и огромная нагрузка в учебном заведении, и творческие поиски и неустанная общественная работа, а к тому же и закрытие властью в октябре 1912 года «Украинского клуба», в котором М. Лысенко был головой.
Несмотря на жестокие и болезненные невзгоды, до последнего дня своей жизни Николай Витальевич работал. И шестого ноября 1912 года, как и в другие дни, он собрался к своим ученикам на занятия. Но из-за неожиданного сердечного приступа земная жизнь украинского Бояна остановилась.
Николай Лысенко ушел в Вечность.
Похороны Н. Лысенко собрал десятки тысяч людей из разных регионов Украины и вылился в грандиозную манифестацию любви и уважения к Николаю Витальевичу и вообще украинской культуре.